Водителям начали рассылать транспортный налог: сколько и кому платить - Автосалон Пробегэксперт
Телефон: +7(3532)48-66-02
Режим работы: с 9:00 до 20:00
Адрес: 460021, г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 1/4
Телефон: +7(3532)48-66-02
Режим работы: с 9:00 до 20:00
Адрес: 460021, г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 1/4

Водителям начали рассылать транспортный налог: сколько и кому платить

Автомобилисты по всей России начали получать извещения от ФНС на оплату транспортного налога. Сколько придется платить

Рассылать уведомления о необходимости оплатить транспортный налог начали подразделения Федеральной налоговой службы (ФНС) по всей России. Традиционно водители получают такие уведомления осенью каждого года: ФНС отправляет их по почте заказным письмом или размещает в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». При этом существует ряд автовладельцев, которые освобождены от уплаты этого налога. А кому-то транспортный налог начисляют на машину, которая давно продана. Разбираемся, сколько придется заплатить в 2022 году и что изменилось при оплате повышенного налога на роскошь за более дорогие автомобили.

Что такое транспортный налог
Как только гражданин России регистрирует на себя автомобиль, данные об этом передают в Федеральную налоговую службу. Последняя рассчитывает транспортный налог на автомобиль за финансовый год, учитывая точное количество дней владения с 1 января, и высылает квитанцию на адрес регистрации собственника. Происходит это примерно в августе—сентябре. Срок уплаты налога — до 1 декабря каждого года. То есть налог за 2021 год нужно будет оплатить до 1 декабря 2022 года [1].

С января 2023 года срок уплаты налога изменят — заплатить его нужно будет не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Транспортный налог является региональным, то есть деньги от налога пополняют бюджет региона, в котором зарегистрирован собственник. Расходуется транспортный налог на дороги и дорожную инфраструктуру конкретного региона. Во многих субъектах транспортный налог является единственной возможностью отремонтировать разбитые дороги или построить новые.

Как рассчитывается транспортный налог
Основная методика расчета коэффициентов транспортного налога действует с 2003 года, и с тех пор она практически не менялась. Размер пошлины зависит от мощности автомобиля, поэтому суммы для разных категорий машин могут существенно отличаться. Все полученные средства направляют в региональную казну. Поэтому местные власти самостоятельно устанавливают коэффициенты транспортного налога, а также утверждают льготы и скидки для отдельных групп граждан.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлены следующие ставки транспортного налога на одну лошадиную силу: до 100 л.с. — 2,5 руб., от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 руб., свыше 150 и до 200 л.с. включительно — 5 руб., свыше 200 и до 250 л.с. включительно — 7,5 руб. и свыше 250 л.с. — 15 руб.

То есть, например, если мощность автомобиля составляет 175 л.с., то он подпадает под ставку 5 руб. за одну «силу». Таким образом, минимальный налог для него составит 875 руб. Но эта сумма может расти в зависимости от региона. Указанные налоговые ставки могут быть увеличены местными властями, но не более чем в десять раз.



image


Стоит учесть, что собственник не может выбирать регион с самыми низкими коэффициентами — машину можно зарегистрировать в ГИБДД только там, где зарегистрирован сам владелец транспортного средства.

Как отличаются ставки налога в регионах
Самые низкие ставки сегодня действуют в Ингушетии: от 5 до 40 руб. за лошадиную силу. Маломощные автомобили дешевле всего обходятся жителям Крыма, а также Ханты-Мансийского автономного округа (Югра), где ставка на машины до 100 л.с. составляет 5 руб., а до 150 л.с. — 7 руб., но более мощные машины там обходятся дороже, чем в Ингушетии.

В Свердловской области автомобилисты платят за маломощные машины базовые 2,5 руб., но дальше ставки увеличиваются до средних по стране. Сюда же можно отнести Магаданскую область и Забайкальский край, где ставки на машины до 100 и 150 л.с. составляют, соответственно, 7 и 10 руб., но не так сильно увеличиваются с ростом мощности. Владелец автомобиля мощностью более 250 л.с. в Магадане заплатит по 45 руб. за силу, а в Забайкалье — по 65 руб., и это самые низкие ставки для мощных автомобилей после Ингушетии. Похожие условия (45 руб.) действуют в Приморье, но только для машин старше десяти лет.

По 17 руб. за «силу» придется платить в Якутии за 200-сильный автомобиль, 20 руб. — на Чукотке и Алтае, а самые мощные автомобили проще содержать в Якутии, где ставка составляет всего 60 руб. В Чечне она повышается до 91 руб., в Дагестане — до 105 руб. А в условно «недорогом» Кемерово очень мощные машины рассчитают по ставке 135 руб.

Ставки, близкие к максимально возможным, действуют в Москве [2], Санкт-Петербурге [3] и их областях [4], причем налоги на машины начального сегмента в Москве даже ниже. Если машины до 100 л.с. в Москве и области считаются по 12 и 10 руб. за силу соответственно, то в Санкт-Петербурге и области берут 24 и 18 руб. соответственно.



image image


Налог на роскошь
Транспортный налог c повышенным налоговым коэффициентом вынуждены платить владельцы транспортных средств из списка роскошных машин. Такой список опубликован на сайте Минпромторга и обновляется каждый год в марте [5].

В начале 2022 года роскошными в России считались автомобили стоимостью от 3 млн руб. Однако 22 марта 2022 года Госдума приняла закон о повышении минимального порога стоимости легковых автомобилей, на которые распространяется так называемый налог на роскошь. Согласно внесенным в Налоговый кодекс изменениям, планка для его доначисления выросла с 3 млн до 10 млн руб. Эти изменения распространены только на автомобили, приобретенные с 1 января 2022 года.

Таким образом, автовладельцу, который купил машину дороже 10 млн руб., придется умножить стандартный транспортный налог по мощности на специальный «роскошный» коэффициент — на него придется дополнительно умножить полученную сумму при расчете налога.

Как напомнили в ФНС, в отношении легковых автомобилей дороже 10 млн руб. в России действует повышенный коэффициент 3 — водители называют его налогом на «роскошь». Он распространяется на автомобили:

средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более десяти лет;
средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Налог на дорогие автомобили появился в России в 2014 году. Изначально под него подпадали премиальные и люксовые марки ценой более 3 млн руб.: Bentley, BMW, Aston Martin, Mercedes, Ferrari, Audi, Rolls-Royce и другие. Но с тех пор машины подорожали в несколько раз: сначала из-за дефицита автокомпонентов, а затем — на фоне ухода из России и заморозки работы ряда автопроизводителей. После этого в список роскошных моделей стали попадать даже автомобили из массмаркета.

Льготы на транспортный налог
Существует несколько категорий собственников, которые могут не платить транспортный налог или платить не всю сумму. Льготы на транспортный налог зависят от региона и предоставляются как физическим лицам, так и организациям. Например, в зависимости от региона льготы распространяются на владельцев электрокаров и машин на газу. Транспортный налог также не платят за автомобили полиции, скорой помощи, МЧС и некоторых дорожных служб.

Освобождены от налога владельцы автомобилей мощностью до 70 л.с. Налог не платят инвалиды, которые получили машины через органы соцзащиты. Освобождены от таких уплат и герои Советского Союза, ветераны труда, пострадавшие от радиации и облучения в связи с авариями или ядерными испытаниями, а также инвалиды I и II группы.

В некоторых регионах полностью освобождены от уплаты налога пенсионеры. В других регионах эта категория граждан пользуется скидками. В ряде российских городов пользоваться льготами могут матери-одиночки и родители в многодетной семье. Также государство может в индивидуальном порядке снизить налог владельцам машин, доход которых не превышает прожиточный минимум.



image

Не платить транспортный налог могут и владельцы угнанных машин. Освобождаются от уплаты налога и владельцы утилизированных и сгоревших автомобилей. Правда, для этого нужно проинформировать о случившемся с машиной факте налоговиков. Иначе они продолжат начислять пошлину.

С налогового периода 2022 года от уплаты налога освобождаются организации, имеющие место нахождения в федеральной территории «Сириус», в отношении автомобилей, оснащенных исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 л.с. включительно.

Как проверить налог на машину
Обычно водителю не требуется самостоятельно рассчитывать сумму налога. Это делает налоговая служба на основе данных о мощности двигателя машины, а также сроках эксплуатации автомобиля. Проверить эти расчеты можно с помощью специального онлайн-калькулятора на сайте налоговой службы.


image
image

Не платить транспортный налог могут и владельцы угнанных машин. Освобождаются от уплаты налога и владельцы утилизированных и сгоревших автомобилей. Правда, для этого нужно проинформировать о случившемся с машиной факте налоговиков. Иначе они продолжат начислять пошлину.

С налогового периода 2022 года от уплаты налога освобождаются организации, имеющие место нахождения в федеральной территории «Сириус», в отношении автомобилей, оснащенных исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 л.с. включительно.

Как проверить налог на машину
Обычно водителю не требуется самостоятельно рассчитывать сумму налога. Это делает налоговая служба на основе данных о мощности двигателя машины, а также сроках эксплуатации автомобиля. Проверить эти расчеты можно с помощью специального онлайн-калькулятора на сайте налоговой службы.


image

Не платить транспортный налог могут и владельцы угнанных машин. Освобождаются от уплаты налога и владельцы утилизированных и сгоревших автомобилей. Правда, для этого нужно проинформировать о случившемся с машиной факте налоговиков. Иначе они продолжат начислять пошлину.

С налогового периода 2022 года от уплаты налога освобождаются организации, имеющие место нахождения в федеральной территории «Сириус», в отношении автомобилей, оснащенных исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 л.с. включительно.

Как проверить налог на машину
Обычно водителю не требуется самостоятельно рассчитывать сумму налога. Это делает налоговая служба на основе данных о мощности двигателя машины, а также сроках эксплуатации автомобиля. Проверить эти расчеты можно с помощью специального онлайн-калькулятора на сайте налоговой службы.


image

Не платить транспортный налог могут и владельцы угнанных машин. Освобождаются от уплаты налога и владельцы утилизированных и сгоревших автомобилей. Правда, для этого нужно проинформировать о случившемся с машиной факте налоговиков. Иначе они продолжат начислять пошлину.

С налогового периода 2022 года от уплаты налога освобождаются организации, имеющие место нахождения в федеральной территории «Сириус», в отношении автомобилей, оснащенных исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 л.с. включительно.

Как проверить налог на машину
Обычно водителю не требуется самостоятельно рассчитывать сумму налога. Это делает налоговая служба на основе данных о мощности двигателя машины, а также сроках эксплуатации автомобиля. Проверить эти расчеты можно с помощью специального онлайн-калькулятора на сайте налоговой службы.


image

А депутаты от Справедливой России предлагали включить налог в стоимость топлива. «Пользователь платит, когда едет. Этот механизм уже реализован в акцизах на нефтепродукты: пользуешься автомобилем, заправляешься бензином или дизтопливом — платишь в казну. Все. Одновременное существование транспортного налога и топливных акцизов — очевидный нонсенс. Почему люди должны платить дважды?» — удивляется глава партии Сергей Миронов.

Интересно, что еще в 2012 году идею отмены налога поддержал президент России, в пользу такого решения высказывалось руководство Министерства транспорта, Федерация автовладельцев России. Однако правительство оставило отрицательный отзыв о предложении Миронова, объяснив это тем, что транспортный налог идет в казну регионов, а акцизы пополняют федеральный бюджет. Отмена налога на транспорт приведет к тому, что региональные власти потеряют часть денег в дорожных фондах, а возмещение потерь приведет к новому повышению ставок на топливо и последующему росту цен на все товары.

«Это известная позиция Минфина. Акцизы составляют уже 30% в стоимости бензина и собираются автоматически — в отличие от транспортного налога, собираемость которого не превышает 50%. Вклад транспортного налога и акцизов в формирование дорожных фондов несопоставим, и увязывать одно с другим, мягко говоря, некорректно», — отвечал на это инициатор отмены налога.

Назад